Вопросы экологии и природопользования

Изображение

15 июня 2023 состоялось заседание в Московской торгово-промышленной палате в рамках совместного заседания Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования. На круглом столе поднят важный вопрос - «Применение мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами в современных условиях».

В совместном заседании Комитетов Московской ТПП по проблемам экологии и природопользования и ТПП Московской области по природопользованию и экологии (далее – Заседание) приняли участие представители Минэкономразвития России, Минфина России, Минпромторга России, Счётной палаты РФ, ППК «РЭО», а также федеральных и региональных институтов развития, органов законодательной и исполнительной власти регионов, операторов по обращению с отходами, специалистов научных и консалтинговых организаций, а также экспертов, осуществляющих профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды. На заседании представители органов федеральной, региональной власти и институтов развития, наделённые полномочиями по стимулированию бизнеса рассказали о мерах поддержки отрасли отходопереработки, а представители МСП отрасли прокомментировали аспекты применения соответствующих инструментов с учётом профиля деятельности, масштаба предприятия и региона. На примере функционирования инструментов поддержки бизнеса в Московском регионе рассмотрены наилучшие практики в данной сфере. В мероприятии приняло участие более 60 делегатов.
Изображение

Участники Заседания отметили, что для исполнения государственных решений по развитию отрасли утилизации отходов необходима настройка мер государственной поддержки в интересах деятельности бизнеса в тарифонерегулируемой сфере обращения с отходами. В целом указано, что применение мер поддержки бизнеса к переработке отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами – это прецедентная практика. В подавляющем большинстве регионов поддержка «мусорной» отрасли сконцентрирована на ТКО, поскольку у ТКО есть регулятор – структуры, отвечающие в регионах за ЖКХ, тогда как полномочия по тарифонерегулируемой сфере обращения с отходами зачастую не разграничены или исполняются по остаточному принципу. Сложившаяся практика сильно тормозит исполнение законодательства о запрете размещения на полигонах категорий опасных отходов и отходов, содержащих полезные компоненты, делает невозможным переход к циклической экономике («экономике замкнутого цикла»).



Изображение

Проблемы развития отходопереработки в современных индустриальных кластерах (экотехнопарках) на региональном уровне были раскрыты в докладе представителя ФГАУ «НИИ «ЦЭПП». Высказана уверенность в том, что регламентация использования вторичного сырья в значительной степени поддержит бизнес отрасли отходопереработки за счет формирования устойчивого спроса на её продукцию.
В докладе Ассоциации «Раздельный сбор» содержалась обоснованная иллюстрация отсутствия системной государственной политики по управлению утилизацией отходов, не относящимся к ТКО. Мониторинг 12 субъектов РФ показал, что лишь в 8% из них существуют меры поддержки отходопереработки, а в большинстве регионов России полномочия по обращению с тарифонерегулируемыми отходами даже не закреплены за определённым региональным органом власти. Было предложено запросить в региональных ответственных ведомствах информацию о фактической реализации мер поддержки для субъектов МСП в области обращения с отходами (ОКВЭД 38.2) в 2021-2022гг.





Изображение

Об успешном решении проблемы тарифонерегулируемых отходов рассказали представители Москвы и Московской области. Серьёзность экологических проблем для самого густонаселённого региона России, способствовала принятию решений о включении отходопереработки в состав видов деятельности, по которым поддержка бизнеса оказывается в приоритетном порядке. Более того, понимание транссубъектового характера бизнеса сбора и переработки отходов, позволило устранить ограничения для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в нескольких субъектах РФ. В дискуссии была отмечена проблема, обусловленная требованиями закона г. Москвы №68, налагающего ограничения на обращение с отходами в Москве.
Выступление представителя ППК РЭО подтвердило нацеленность данного института развития на поддержку реализации проектов экономики замкнутого цикла, однако отсутствие практических инструментов, показавших свою полезность для отрасли является, по мнению участников заседания, источником разочарованности бизнеса в действенности мер поддержки отрасли отходопереработки со стороны данного института развития, неверия в доступность и действенность мер поддержки бизнеса отрасли, а также усталости от перманентного реформирования инструментов РОП, не повышающих их доступность.





Изображение

На основе опыта реализации проекта по переработке промышленных отходов для удовлетворения нужд промышленности в рамках импортозамещения, полученного ООО «СМ-Наука», был показан бизнес навигатор доступности мер поддержки бизнеса отрасли. В качестве проблем реализации отраслевых проектов были названы сложности кредитования начинающих масштабных бизнесов, компенсационный механизм субсидирования, требование наличия основных средств на значительную сумму. Доступность для МСП таких инструментов как выкуп облигаций, вхождение в уставной капитал в условиях неэффективной системы лицензирования представляется крайне сомнительной.
Представителем ООО «СМ-Наука» озвучен ряд предложений отраслевого бизнеса, в частности, формирование сквозной поддержки МСП в тарифонерегулируемой сфере обращения с отходами для инновационных проектов и технологий на уровнях готовности технологий от 2 до 6 (ГОСТ Р 58048-2017); субсидирование доработки инновационных технологий утилизации; распространение субсидирования на приобретение производственного оборудования для переработки тарифонерегулируемых промышленных отходов; субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговых платежей по договорам лизинга, а также на уплату процентов за предоставление рассрочки на приобретение производственного оборудования для переработки промышленных отходов. Высказано предложение о необходимости скоординировать и консолидировать усилия институтов развития МСП в части создания совместных комбинированных программ поддержки – ФСИ, Корпорация МСП, Фонд «Сколково» и др., а также усилить информирование субъектов МСП со стороны ФОИВ по профилю поддержки малого и среднего бизнеса в тарифонерегулируемой сфере обращения с отходами на уже имеющихся агрегаторах инновационных решений и мер поддержки МСП – платформы МИК, ГИСП, R&D Market, Sber Unity и др.



Основными проблемами системы поддержки предпринимательства в сфере переработки отходов признаны:

01.

Отсутствие приоритетности утилизации

Отсутствие приоритетности утилизации (переработки) отходов в целевой ориентации мер поддержки МСП, как вида обрабатывающих производств среди мер поддержки промышленности, тогда как законодательно установлено, что утилизация – суть производство продукции из отходов. Это обусловлено толкованием деятельности по утилизации (переработке) отходов в разделе C «Обрабатывающие производства» ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), не согласующимся со Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
02.

Отсутствие регламентации

Отсутствие в большинстве регионов России закрепления за определённым региональным органом власти полномочий по обращению с тарифонерегулируемыми отходами, как следствие отсутствие регламентации региональных природоохранных программах и программах поддержки бизнеса.
03.

Понятие тарифонерегулируемые отходы

Отсутствие требований к порядку отображения системы обращения с тарифонерегулируемыми отходами в территориальных схемах обращения с отходами, а также отсутствие самого понятия схемы обращения с подобными отходами на федеральном уровне (существует лишь федеральная схема обращения с ТКО).
04.

Специальные разрешенные зоны

Отсутствие признаков государственной политики, направленной на формирование специальных зон с соответствующим видом разрешённого использования (ВРИ 12.2 Специальная деятельность), предназначенных для осуществления деятельности по обращению с отходами, включая территории на которых деятельность по обращению с отходами осуществлялась до реализации земельной реформы и участки для деятельности по обращению с отходами выдаются соответствующие лицензии.
05.

Отсутствие нацеленности на утилизацию

Отсутствие нацеленности на утилизацию (переработку) отходов для тарифонерегулируемого сегмента сферы обращения с отходами (отходы, запрещённые к размещению на полигонах, отходы, не являющиеся ТКО) в федеральных и региональных программах поддержки МСП, тогда как законодательно установлен приоритет утилизации над иными формами обращения с отходами (Ст. 3 Федерального закона)
06.

Отсутствие единого унифицированного подхода

Отсутствие единого федерального унифицированного подхода к поддержке МСП в сфере обращения с отходами, запрещёнными к размещению на полигонах, к отходам не относящимся к тарифорегулируемой сфере.
07.

Ограничения закон № 68 г.Москвы

Ограничения, накладываемые на сферу обращения с отходами законом г. Москвы №68 требуют выработки мер поддержки бизнеса сферы отходопереработки, реализующего программы сбора групп однородных отходов на территории г. Москвы.

СМ-Наука

активно занимается вопросом переработки небытовых отходов, в частности редкоземельных металлов. Потребление РЗМ в мире оставалось незначительным, а цены невысокими до 2010 года, не было и реальных стимулов к их рециклингу — возвращению в технологическую производственную цепочку всех видов отходов и вторичного сырья. Наша цель ослабить зависимость потребителей РЗМ от монопольного производителя — Китая. Мы занимаемся переработкой жёстких дисков и в дальнейшем планируем развивать направление переработки отходов, содержащих полезные компоненты на благо экологии и развития экономики замкнутого цикла. Переработка HDD только начало – мы можем переработать любые отходы, содержащие редкоземельные металлы – электродвигатели, томографы, насосы и прочее. При поддержке комитета МТПП наша компания ускорит процесс рециклинга РЗМ-содержащих промышленных отходов. Наш подход способен сократить количество свалок, увеличить глубину текущей переработки электронных отходов и, как следствие, снизить общий уровень загрязнения окружающей среды.